Побудилина Марина Анатольевна
инструктор по физической культуре
Народная мудрость гласит:
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным:
сделайте его крепким и здоровым»
Планировать занятия и распределять нагрузку можно, только зная особенности организма ребенка старшего дошкольного возраста. Среди этих особенностей — относительно быстрая утомляемость и ограниченная способность удерживать внимание. Поэтому занятия физическими упражнениями должны занимать не больше 10—15 минут, но проводить их следует регулярно (например, через день), так как только регулярность обеспечивает оздоровительный эффект.
Мышцы и кости у старшего дошкольника еще не сформировались, следовательно, чрезмерные физические нагрузки ему противопоказаны (многократные подтягивания на перекладине и приседания — на двух, а тем более одной ноге, упражнения с гантелями, превышающими вес 1 кг, и т.п.). Кроме того, не рекомендуется переходить к следующему упражнению, если предыдущее не освоено.
Ребенок старшего дошкольного возраста очень любопытен, он интересуется не только всем, что происходит вокруг, но и причинами происходящего. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос, касающийся организма ребенка, значения тех или иных упражнений. Лучше честно сказать, что вы не можете ответить, но обязательно постараетесь выяснить. Кстати, лучше искать ответ на неясные вопросы вместе с ребенком: в энциклопедиях, книгах, при просмотре кинофильмов о спорте. Ребенок стремится понять, какие движения ему доступны, поэтому нельзя ругать его, если он попытается выполнить какие-то еще сложные для него упражнения. Знакомство со строением своего тела, его возможностями — это та экспериментальная деятельность, без которой ребенок не может познать окружающий мир.
Представления о положении своего тела в пространстве ребенок достаточно быстро усваивает при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача более сложная: брось мяч правой (левой) рукой к моей правой (левой) руке. Ребенок может все это выполнить, при этом важно фиксировать его внимание на пространственных категориях.
Дети старшего дошкольного возраста умеют планировать свою деятельность, могут сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 10-15 минут. Им доступны точные и координированные движения: шнуровать ботинки, завязывать шнурки бантиком, застегивать мелкие пуговицы и т.д.
Занятия физической культурой требуют терпения и упорства, однако не настаивайте на исполнении того, что вызывает активный протест. Волнение, страх, досада, которые ребенок испытывает во время обучения непосильным физическим упражнениям, могут вообще отбить у него охоту заниматься вместе со взрослыми. Не стоит наказывать ребенка, если он не желает чему-то учиться или допускает какие-то ошибки. Любое наказание не помогает обучению, а создает новые проблемы.
Мышцы старшего дошкольника недостаточно развиты, слабы, поэтому ребенок не может долго удерживать одну и ту же позу — опускает голову, сутулится, сводит плечи, наклоняется в сторону. Неправильное положение тела, длительное стояние или сидение, излишне мягкая или, наоборот, жесткая постель, не соответствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушениям осанки.
Особенностью данного возраста является чрезвычайная пластичность организма, чувствительность как к положительным, так и к отрицательным влияниям. Вот почему очень важно создать ребенку хорошие условия для занятий физической культурой и правильно организовать их.
Где и как заниматься физическими упражнениями
Для занятий ребенка физическими упражнениями подойдет любое место в комнате, которое следует освободить от посторонних и опасных вещей (стульев, табуреток, бьющихся предметов и т.п.). Хорошо, если оно будет постоянным: это дисциплинирует, подчеркивает важность занятий физкультурой и серьезное отношение к ним родителей. Желательно приобрести для занятий следующий инвентарь: скакалку, роликовый массажер, набивной мяч весом 1 кг, гантели разного веса (от 0,5 до 1 кг), гимнастическую палку размером 70—80 см, перекладину для подтягиваний (устанавливается в проеме двери), коврик для упражнений в положении лежа и сидя (на расслабление, статические и дыхательные), эспандер для развития еще слабых мелких мышц кисти и пальцев рук. Хранить спортивный инвентарь нужно в специальном месте. Не забудьте о специальной обуви и одежде, которые должны содержаться в идеальной чистоте и использоваться только для физкультурных занятий.
Если возможно, проводите занятия и на открытом воздухе — во дворе, в близлежащем парке или сквере. В этом случае потребуются мячи (футбольный, волейбольный, баскетбольный или простой резиновый). Конечно, вблизи транспортных магистралей (даже если это сквер или парк) заниматься физическими упражнениями не рекомендуется. Хорошо, если хотя бы раз в неделю вы будете выезжать за город для активных занятий физической культурой и пешеходных прогулок. Помимо тренировочного эффекта встречи с природой обогащают ребенка эмоционально и эстетически. Возьмите с собой прыгалки, небольшой мяч для метания, ракетки и воланы для бадминтона. Можно пробежаться с ребенком по лесу или пройтись в быстром темпе. Зимой особенно полезны лыжные вылазки — прекрасное средство оздоровления, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечного аппарата. Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями вместе с родителями.