Побудилина Марина Анатольевна

 инструктор по физической культуре   

 

                                            Народная мудрость гласит:  

 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: 

сделайте  его крепким и здоровым»

        Планировать занятия и распределять нагрузку можно, только зная особенности организма ребенка старшего дошкольного возра­ста. Среди этих особенностей — относительно быстрая утомляе­мость и ограниченная способность удерживать внимание. Поэто­му занятия физическими упражнениями должны занимать не больше 10—15 минут, но проводить их следует регулярно (на­пример, через день), так как только регулярность обеспечивает оздоровительный эффект.

Мышцы и кости у старшего дошкольника еще не сформирова­лись, следовательно, чрезмерные физические нагрузки ему про­тивопоказаны (многократные подтягивания на перекладине и приседания — на двух, а тем более одной ноге, упражнения с ган­телями, превышающими вес 1 кг, и т.п.). Кроме того, не рекомен­дуется переходить к следующему упражнению, если предыдущее не освоено.

Ребенок старшего дошкольного возраста очень любопытен, он интересуется не только всем, что происходит вокруг, но и причи­нами происходящего. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос, касающийся организма ребенка, значения тех или иных упражнений. Лучше честно сказать, что вы не може­те ответить, но обязательно постараетесь выяснить. Кстати, луч­ше искать ответ на неясные вопросы вместе с ребенком: в энцик­лопедиях, книгах, при просмотре кинофильмов о спорте. Ребе­нок стремится понять, какие движения ему доступны, поэтому нельзя ругать его, если он попытается выполнить какие-то еще сложные для него упражнения. Знакомство со строением своего тела, его возможностями — это та экспериментальная деятель­ность, без которой ребенок не может познать окружающий мир.

Представления о положении своего тела в пространстве ре­бенок достаточно быстро усваивает при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим вле­во (вперед, назад). Задача более сложная: брось мяч правой (ле­вой) рукой к моей правой (левой) руке. Ребенок может все это выполнить, при этом важно фиксировать его внимание на про­странственных категориях.

Дети старшего дошкольного возраста умеют планировать свою деятельность, могут сосредоточенно, не отвлекаясь, рабо­тать 10-15 минут. Им доступны точные и координированные движения: шнуровать ботинки, завязывать шнурки бантиком, за­стегивать мелкие пуговицы и т.д.

Занятия физической культурой требуют терпения и упор­ства, однако не настаивайте на исполнении того, что вызывает активный протест. Волнение, страх, досада, которые ребенок ис­пытывает во время обучения непосильным физическим упраж­нениям, могут вообще отбить у него охоту заниматься вместе со взрослыми. Не стоит наказывать ребенка, если он не желает че­му-то учиться или допускает какие-то ошибки. Любое наказание не помогает обучению, а создает новые проблемы.

Мышцы старшего дошкольника недостаточно развиты, слабы, поэтому ребенок не может долго удерживать одну и ту же позу — опускает голову, сутулится, сводит плечи, наклоняется в сторону. Неправильное положение тела, длительное стояние или сидение, излишне мягкая или, наоборот, жесткая постель, не соответствую­щая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формиро­вании скелета и привести к нарушениям осанки.

Особенностью данного возраста является чрезвычайная пла­стичность организма, чувствительность как к положительным, так и к отрицательным влияниям. Вот почему очень важно со­здать ребенку хорошие условия для занятий физической культу­рой и правильно организовать их.

 

Где и как заниматься физическими упражнениями

Для занятий ребенка физическими упражнениями подойдет любое место в комнате, которое следует освободить от посто­ронних и опасных вещей (стульев, табуреток, бьющихся предме­тов и т.п.). Хорошо, если оно будет постоянным: это дисципли­нирует, подчеркивает важность занятий физкультурой и серьез­ное отношение к ним родителей. Желательно приобрести для занятий следующий инвентарь: скакалку, роликовый массажер, на­бивной мяч весом 1 кг, гантели разного веса (от 0,5 до 1 кг), гим­настическую палку размером 70—80 см, перекладину для подтяги­ваний (устанавливается в проеме двери), коврик для упражне­ний в положении лежа и сидя (на расслабление, статические и дыхательные), эспандер для развития еще слабых мелких мышц кисти и пальцев рук. Хранить спортивный инвентарь нужно в специальном месте. Не забудьте о специальной обуви и одежде, которые должны содержаться в идеальной чистоте и использо­ваться только для физкультурных занятий.

Если возможно, проводите занятия и на открытом воздухе — во дворе, в близлежащем парке или сквере. В этом случае потре­буются мячи (футбольный, волейбольный, баскетбольный или простой резиновый). Конечно, вблизи транспортных магистра­лей (даже если это сквер или парк) заниматься физическими уп­ражнениями не рекомендуется. Хорошо, если хотя бы раз в неде­лю вы будете выезжать за город для активных занятий физиче­ской культурой и пешеходных прогулок. Помимо тренировочного эффекта встречи с природой обогащают ребенка эмоционально и эстетически. Возьмите с собой прыгалки, небольшой мяч для метания, ракетки и воланы для бадминтона. Можно пробежаться с ребенком по лесу или пройтись в быстром темпе. Зимой особен­но полезны лыжные вылазки — прекрасное средство оздоровле­ния, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мы­шечного аппарата. Дети с удовольствием занимаются физически­ми упражнениями вместе с родителями.