ЗАПОВЕДИ     РАЗУМНОГО     ВОСПИТАНИЯ

          

         Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, в трудах многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними. Возможно, удастся дополнить эти тезисы.

 

Заповедь первая. Никогда не предпринимайте воспи­тательных воздействий в плохом настроении.

 

Заповедь вторая. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспита­тельные цели - это и его цели.

 

Заповедь третья. Предоставьте ребенку самостоятель­ность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

 

Заповедь четвертая. Не подсказывайте готового ре­шения, а показывайте возможные пути к нему и разбирай­те с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

 

Заповедь пятая. Не пропустите момента, когда дос­тигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты - молодец», а обязательно «Ты - молодец, потому что...».

 

Заповедь шестая. Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

 

Заповедь седьмая. Оценивайте поступок, а не лич­ность - сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты - плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше за­мечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определенным.

 

Заповедь восьмая. Дайте ребенку ощутить (улыбни­тесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплош­ность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

 

Заповедь девятая. Воспитание - это последователь­ность целей. Помогите ребенку строить систему перспек­тивных целей - от дальней к средней и от нее к сегод­няшней.

 

Заповедь десятая. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая, же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь приме­нять разные методы в соответствии с конкретной ситуа­цией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.