Логопедический пункт

Специфика работы логопедического пункта в МДОБУ.

В МДОБУ «Детский сад №4 «Лесная сказка» функционирует  логопедический пункт, работает учитель – логопед Бобровская Светлана Альбертовна.

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционной помощи детям с нарушением речи.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в логогруппе для детей с нарушениями речи?

Можно назвать несколько основных отличий.

·               В отличие от логопедических групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому логопеду приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы.

·               В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимается 20 детей с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.). Первостепенная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения.

·               Основными формами организации работы с детьми являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

·               Коррекционную помощь дети с речевыми нарушениями получают порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы.

Несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без исправления.

При логопункте для неорганизованных детей данного микрорайона, не посещающих ДОУ, организован консультационный пункт (Понедельник, среда 14.30 -15.00 Справки по телефону: 5-52-65

Учитель – логопед: Бобровская Светлана Альбертовна.

 

Организация коррекционно-речевого процесса

в дошкольном логопедическом пункте

Дошкольный логопедический пункт – не новая модель логопедической службы, заинтересованность в поиске форм и средств профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в условиях массовых образовательных учреждений появилась у отечественных исследователей и практиков уже в 1920 – 1930-е годы. (Н. А.Власова, А. Л. Квинт, В. А. Смирнов, М. Е. Хватцев и др.) Логичным продолжением научно-исследовательских и практических поисков в данном направлении явилась предпринятая в конце 1980-х – начале 1990-х годов попытка организации коррекционно-речевой работы с детьми при участии специалиста – логопеда в рамках дошкольного логопедического пункта.

Изначально предполагалось, что логопедические пункты будут работать со школьниками в первую очередь начальных классов для оказания помощи, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). С детьми дошкольного возраста речь шла о детях с нарушениями речи, не попавшими в сферу логопедического воздействия: дошкольники, посещающие общеразвивающие группы ДОУ или воспитывающиеся в условиях семьи.

В последние годы наблюдается активная подмена логопедических групп ДОУ логопунктами. Это в первую очередь объясняется тем, что логопедический пункт органично вписывается в систему ДОУ любого вида, а также экономичностью в расходовании бюджетных средств.

·          Логопедический пункт при дошкольном образовательном учреждении

может быть открыт по решению администрации ДОУ и при согласовании с местными органами управления образования на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи.

·          Логопедический пункт может быть организован при ДОУ следующих видов:  общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего.

·          Организация логопедического пункта при общеразвивающих ДОУ возможна только при наличии специально выделенного помещения – логопедического кабинета, площадью не менее 15 м*, отвечающего педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

·          Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи.

·          Зачисление детей на коррекционные занятия проводит сам логопед по результатам обследования детей в начале и конце учебного года. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы, утверждаемый психолого-медико-педагогической комиссией.

На логопедические занятия в первую очередь отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющих простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

Но в силу ряда факторов (например, отдаленность от места жительства ДОУ со специализированными речевыми группами, нехватка мест в речевых группах или их отсутствие) дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами также зачисляются в логопункт.

·          Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20- 25 детей в течение года.

Нагрузка учителя логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, и от 20- 25 детей в течение года.

·          Работа по исправлению речи носит индивидуальный или подгрупповой характер. Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20 – 30 минут, индивидуальных 10 – 20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. (Наиболее оптимальным является 3 раза в неделю.)

Учителю-логопеду позволяется проводить логопедические занятия  с отрывом детей от занятий в группе. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей. По мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими.

Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут учитель-логопед, воспитатель, руководитель образовательного учреждения.

·          Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений. Они могут варьироваться от 2 – 3 месяцев до 1,5 – 2 и более лет.

Как правило, 6 месяцев – с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения, и 12 месяцев – с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.

Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание, дизартрия) могут посещать логопедические занятия до 1,5 – 2 и более лет.

·          Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка – педагоги и родители – достигли определенной степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков. На освободившиеся места зачисляются другие дети, тем самым в работе логопункта используется поточный метод (он эффективен при условии наличия у детей неотягощенной структуры  речевых нарушений).

·          Эффективность и высокая  результативность коррекционно-речевой работы будет обеспечена при соблюдении следующих базовых условий: 

- индивидуализированное, комплексное и систематическое воздействие на все стороны развития и личность ребенка - дошкольника с нарушениями в развитии;

-  вовлечение близких взрослых ребенка (педагогов ДОУ, родителей) в коррекционно-педагогический процесс на правах его активных субъектов и организация преемственности ДОУ и семьи в работе по профилактике и коррекции отклоняющихся вариантов в детском развитии.  

Использованы материалы О. А. Степановой «Организация логопедической работы в ДОУ». – М., 2007 год; «Положения об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп». Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы от 24 февраля 2000 г.; Приказа Департамента образования г. Москвы № 3-34-20 от 11.08.2005 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования».