Весна

 

Беседа о маме по вопросам:

 «Какая у тебя мама?  Зачем нужна мама?».

«Любите ли вы свою маму, бабушку? За что вы их любите?».

«Кто вам готовит еду дома?  Что вам больше всего нравится из того, что готовит вам мама (бабушка)?

Где готовит еду мама (бабушка)?  Большая ли у вас кухня?  Как облегчить труд мамы, бабушки на кухне?

Что для этого нужно?  Как вы помогаете маме и бабушке?».

«Где работает твоя мама? Что она делает дома? Помогаете ли вы маме? Почему надо помогать маме?».'

«Как вы заботитесь о маме (бабушке)? Что будете делать, если она устала? Заболела?».

 

Беседа по вопросам:

 «Кто дома помогает маме убирать со стола?

Нужно ли помогать помощнику воспитателя убирать со сто­ла? Зачем?».

 «Кто стирает вам белье дома, в детском саду? Зачем?».

 «Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?

 «Расскажите, как вы и ва­ши родители ухаживаете за комнатными рас­тениями дома».

 «Любите ли вы трудиться? Что вам больше всего нравится делать? Нужно ли помогать взрослым,

 малы­шам? Почему?».

 «Слушаетесь ли вы взрослых, когда они говорят, что пора ложиться спать? Кто такие непослушные дети?

 «Нужно ли заботиться о взрослых? Как вы заботитесь о взрослых?».

 «Как взрослые отно­сятся к детям? Как дети относятся к стар­шим?»

 «Любишь ли ты, когда читают взрослые? Много ли книг у вас есть дома? Кто тебе читает книги?».

 «Что такое радуга?
Когда бывает радуга?».

 «Как вы ведете себя со взрослыми? Нужно ли их слушаться? За­чем?».

«Кто твой любимый сказочный герой? Чем он тебе нравится? Из какой он сказки?

Каких добрых сказочных героев вы знаете?».

- Любите ли вы слушать сказки?

Чему учат сказки?

Какие сказки вы знаете?

Какую сказку вы больше всего любите слушать, почему?

 «Какая книга вам больше всего нравится? Какую книгу вы хотели бы подарить другу, маме, бабушке
и т. д.?».

Беседа о весне по вопросам:

 «Какое время года? Почему вы так решили? Почему весна называется весна-красна?».

«Что происходит с птицами весной? Почему они возвращаются весной? Из чего птицы строят гнезда?».

 «Зачем нужны скворечники? Из чего делают скворечники?».

«Что делают весной на огороде? Кто из животных вскапывает землю на огороде? (кроты, поросята).

Кто может выполнять роль лейки? (слоненок)»

 «Чем весна отличается от других времен года?».

: «Кто просыпается весной? Что происходит с животными весной?».

 «Какие насекомые по­являются весной? Чем бабочка отличается от жука?»

 «Что происходит с деревь­ями весной?».

 

   Беседа по вопросам:

 

-   Зимой солнце стоит низко, а весной - ... (высоко).

-   Зимой воздух холодный, а весной - ... (теплый).

-   Зимой дни короткие, а весной - ... (длинные).

 

-   У кого шея длиннее: у гуся или утки?

-   У кого хвост больше: у петуха или кури­цы?

-   Петух больше или меньше курицы?

-  У утки нос шире или уже, чем у гуся?

 

-   У кого на лапках перепонки?

-   У кого гребешок?

-   У кого хвост веером?

-   Кто умеет плавать?

-   У кого шея длинная?

-  У кого шпоры на ногах?

 

 «На каком виде транспорта вы любите передвигаться? По­чему?».

 «Что такое пешеход­ный переход? Зачем он нужен?».

 

Беседа по вопросам:

 

Беседа о воинах, которые охраняют, за­щищают свой народ, свою родину.

 Рассказ о том, что у каждого народа, в каждой стра­не, в том числе и в России, есть армия;

 рос­сийская армия не раз защищала свой народ от захватчиков.

 

-   Какого числа празднуют День Победы?

-   Что защищают военно-воздушные силы?

-   Что защищают военно-морские силы?

-   Что защищают сухопутные войска?

-   Кто служит в армии?

-   Какими качествами должны обладать за­щитники Родины?

-   Кто проводит большую часть времени подводой?

-   Какой транспорт входит в состав военно-морского флота?

-  Кто такие саперы?

 

Беседа по вопросам:

-   Что вы делаете ночью дома?

-   Что вы делаете дома утром?

-   Что мы делаем днем в садике?

-   Какие животные спят днем, а ночью охо­тятся?

 

 «Можно ли увидеть в зеркале свое
настроение? Что меняется?». (Положение
губ, броней, выражение глаз.)

 

Разучивание стихотворения Г. Кодиненко:

Мама стряпала пирог,

 Я немного ей помог.

 Пирожок печется в печке,

А меня купают в речке

 

Чтение стихотворения Л. Николаенко «Доброта».

 Беседа по содержанию стихотворения.

Тихо ходит по квартире доброта.

 Утро доброе у нас,

 Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

 Было доброе вчера.

 И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы?

 Я тебе отвечу прямо:

 Это - мама, мама, мама!

 

Чтение стихотворения А. Костецкого «Моя мама»:

Мама долго хлопотала:

 Все дела, дела, дела...

Мама за день так устала,

На диване прилегла.

Я ее не буду трогать,

Только возле постою.

Пусть поспит она немного

-Я ей песенку спою.

К маме стану я поближе

-Очень я ее люблю!

Жалко только, что не слышит

 Мама песенку мою

 

Чтение стихотворения Е. Григорьевой «Бабушка»:

У мамы - работа, у папы - работа,

У них для меня остается суббота:

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит: - Да ты не спеши.

Ну, что там стряслось у тебя, расскажи.

Я говорю, а бабушка не перебивает,

По крупинкам гречку сидит, перебирает...

Нам хорошо - вот так, вдвоем.

Без бабушки - какой же дом?

 

Чтение стихотворения Г. Шалаевой, О. Журавлёвой, О. Сазоновой

«Помогай нянечке убирать посуду со столов».

Все поели, поднялись

И к игрушкам разошлись.

Стали дети развлекаться.

 Кто же будет убираться?

Кто посуду унесет?

 Кто столы потом протрет?

 Чтобы мухи не водились

И на крошки не садились,

Ну-ка быстренько, без слов,

Убираем со столов!

 И с посудою, как можем,

Нашей нянечке поможем! .

 

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Мастерица»:

Я не привыкла напрасно хвалиться,

Но все называют меня мастерицей

 -За то, что сама я на куклу свою

Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.

 

 Чтение стихотворения Л. Дьяконова «Помогать я буду всем»:

У меня сестренок семь.

 Помогать я буду всем:

 С Пашей сеять, С Дашей жать,

С Леной куклу наряжать,

С Нюрой стряпать,

 С Шурой шить,

С Верой сено ворошить,

 Песни петь с Марусенькой,

 Самою малюсенькой

 

Чтение стихотворения Ю. Кушака:

Каляда-калядка,

 Ехала лошадка

-С вороною холкой,

Золотою челкой,

Такая благородная,

 Но очень уж голодная!

Так и бьют копыта:

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

 Приятного аппетита!

Прискакала к Маше,

Попросила каши.

 - Ты не жмурься,

 А ложку возьми

Да себя и меня покорми:

 Маше ложечка,

И мне немножечко!

Маше ложечка,

И мне немножечко!

 Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

 Приятного аппетита!

 А теперь с Ванюшею

 Супу я покушаю:

Это же глупо

 -Остаться без супа!

Ване ложечка,

 И мне немножечко!

 Ване ложечка,

И мне немножечко!

 

Чтение стихотворения А. Плещеева «Лас­точка».

Травка зеленеет, солнышко блестит;

Ласточка с весною в сени к нам летит.

С нею солнце краше и весна милей...

Прошебечь с дороги нам привет скорей!..

 

Чтение стихотворения В. Брюсова «Колыбельная»:

Спи, мой мальчик!

Птицы спят;

Накормили львицы львят;

 Прислонясь к дубам,заснули

В роще робкие косули;

 Дремлют рыбы под водой;

Почивает сом седой.

 Только волки, только совы

По ночам гулять готовы,

 Рыщут, ищут, где украсть,

 Разевают клюв и пасть.

Ты не бойся, здесь кроватка,

 Спи, мой мальчик, мирно, сладко.

 Спи, как рыбы, птицы, львы,

 Как жучки в кустах травы,

 Как в берлогах, норах, гнездах

 Звери, легшие на роздых...

 Вой волков и крики сов,

 Не тревожьте детских снов!

 

Чтение стихотворения Р. Федотова:

Кот не пьет на завтрак чай.

Просит: «Мяу, рыбку дай!»

 Пес не пьет на завтрак чай.

Он попросит: «Кости дай!»

Ну а с мамой мы вдвоем

Чай на завтрак часто пьем.

 К чаю сушки, к чаю плюшки,

 К чаю сладкие ватрушки.

Ну а кашу съем потом

 Вместе с псом или котом

 

Чтение стихотворения К Быковой
«Пчела»:

На цветке сидит пчела,

До чего она мала,

 Набирает сладкий сок

Наша пчелка в хоботок

 

Заучивание потешки:

Глубоко и мелко Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот

 

 

Разучивание считалки:

 Говорят, на заре

Голубь,гусь и галка

 Собирались на горе

 -Вот и вся считалка.

 

Знакомство с приметами, пословицами, поговорками:

 

•   Приметы: появление комаров поздней осе­
нью - к мягкой зиме; большие муравьиные
кучи - на суровую зиму.

•  Пословица: осенняя муха сильнее кусает

 

•    Поговорки и пословицы:

 «Кто весной трудиться рад, будет осе­нью богат»,

 «Весенний день целый год кормит».

 

•  Приметы: птицы запели в дождь - к яс­
ной погоде; воробьи сидят нахохлившись -
к дождю.

•  Поговорки и пословицы: первая ласточка
весны не делает; увидел скворца - весна

у крыльца

 

Приметы: безоблачно, ветер северный -

станет прохладнее; северный ветер к ночи стихает.

Поговорки и пословицы:

 март не весна, а предвесенье; ни в марте воды, ни в апре­ле травы

 

Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково - к дождю;

облака дви­жутся с севера на юг - к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: в марте день с ночью меряется,

равняется; март зиму ломает, новому сезону дорожку дарит

 

•  Приметы: если вокруг муравейника мно­
го муравьев - к хорошей погоде; если му­
равьи прячутся в кучи - жди дождя, силь­
ного ветра.

•   Поговорки и пословицы: на красный цве­
ток и пчела садится; в апреле земля греет

 

•  Приметы: если пчела садится на вишне­
вый цвет, вишня уродится; если пчелы ро­
ем гудят на цветущей рябине - завтра бу­
дет ясный день.

•   Поговорки и пословицы: на красный цве­
ток и пчела садится; вода разольется - се­
но наберется

 

•  Приметы: к обеду небо прояснилось,
появились высокие кучевые облака -

к ясной погоде; синие облака в апреле -к теплу и дождю.

•   Поговорки и пословицы: снег в апреле -
внучек за дедушкой пришел; весною
дождь парит, а осенью мочит

 

 весенние воды никто не уймет;

 вода на лугу - сено в стогу;

 первый ручеек - весне сын род­ной,

 а зиме - пасынок.

 

•  Приметы: если листья появятся на березе
раньше, чем на клене, лето будет сухое;
из березы течет много сока - к дождливо­
му лету.

•   Поговорки и пословицы: кто весной тру­
диться рад - тот осенью будет богат; вес­
ной оглобля за одну ночь травою обрастает.

 

Приметы: голуби разворковались -

к ясной погоде; птицы хохлятся - к нена­стью.

•   Поговорки и пословицы: первая ласточка
весны не делает; ласточка весну начинает,
соловей лето кончает

 

Приметы: когда цветет черемуха - все­гда бывает холодно;

особенно бывает холодно, когда дуб развернется.

 Поговорки и пословицы: весна красна цветами,

а осень - снопами; апрель начи­нается при снеге, а кончается при зелени

 

 Приметы: береза весной
выделяет сок - к потеплению; если листья
появляются на березе раньше, чем у клена,
лето будет сухое.

 

•  Приметы: если листья появятся на бере­
зе раньше, чем у клена, лето будет сухое,
если наоборот - мокрое.

•   Поговорки и пословицы: май леса наряжа­
ет - в гости лето ожидает; весною дождь
парит, а осенью мочи

 

•  Приметы: одуванчик расцвел ранней
весной - к короткому лету; с листа ивы
падают капли - будет дождь.

•  Поговорки и пословицы: хороший год

по весне видно; март с водой, апрель с тра­вой, а май с цветами.

 

Приметы: май холод­ный - год голодный;

 в мае два холода -черемуха цветет и дуб распускается.

    

Поговорки и пословицы: земля - тарелка: что положишь,

то и возьмешь; вода на лугу - сено в стогу.

 

Загадывание загадок:

 

Я березку качну, я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

А меня не видать. Кто я, Можешь угадать?

(Ветер.)

•  Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает.'

(Солнце.)

•  На тарелке колобок - золотой горячий бок,
А тарелка голубая - не видать конца

и края. (Солнце и небо.)

 

Кто плывет по небосводу,

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

 Догадайся поскорей! (Облака.)

В дверь, в окно стучать не будет,

 А взойдет и всех разбудит. (Солнце.).

 

В этот месяц, что ни год, половодье лед идет.

Почки клены распускают, пчелы ищут первый мед. (Апрель.)

 

Живою может быть и мертвой,

 И жидкою, и очень твердой...

 Таиться может в небесах,

 И в глубине земли скрываться,

 И испаряться на глазах,

 И тут же снова появляться!

(Вода.)

Эти маленькие бочки распечатает весна,

А пока в них спят листочки и растут во время сна. (Почки.)

Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи:

 Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке.

(Муравьи.)

 

•   Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.

(Воробей.)

•   Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине Он появится опять.

(Снегирь.)

•   Кто из леса прилетит?
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говоруша, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост.
Что за птица - вот вопрос?

(Сорока.)

•   Птица белая, как снег.
Птица, что красивей всех,
Выгибает гордо шею.
Назови ее скорее!

(Лебедь.)

•   Всех приметней птиц, черней,
Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (грач).

 • Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел.)

 • Он работник настоящий,

 Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(Муравей.)

•   Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.

(Курица.)

•   Красные лапки, щиплет за пятки,
Беги без оглядки.

(Гусь.)

•   Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Всех бужу, хоть часов не завожу.

(Петух.)

•   Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.

(Цыпленок.)

Загадывание загадки:

• На ветках плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки.

(Почки.)

•  Горел в траве росистой фонарик золоти­стый.

Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.)

• Кто в каждый встречный цветок

 Свой опускает хоботок,

 А после в улей мчится пулей

 И что-то прячет в уголок. (Пчела.)

•  Летом вырастают, а осенью опадают. (Ли­стья.)

•  Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший -

Протянет нам десяток рук

 И тысячи ладошек.

(Дерево.)

 

•  Горел в траве росистой фонарик золоти­стый.

Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.)

 

• Без рук, без ног, но двигается.

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет.(Растение.)

 

•   Угадайте, что за птичка

: темненькая невеличка,

Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка.)

 

•   Птичка над моим окошком

 Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

то пушок в носу несет. (Ласточка.)

 

Проговаривание чистоговорок и скороговорок:

«Саша любит сушки, а Соня - ватрушки»

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, шуршишь»,

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише»

 

 

Дидактическая игра «Назови ласково».

Заяц - зайчонок, зайчоночек, зайчишка... .

Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька... .

 Мама - мамусик, мамуля, мамуленька... .

Солнце - солнышко...

 

Игра «Закончи предложение»:

Спортом удобнее заниматься в ... (спор­тивной форме).

 Крутить вокруг себя можно ... (обруч).

 

Игра: «Ознакомление с детенышами птиц.»

 «У совы - совенок, у воробья - воробышек, у грача - грачонок.

 Если несколько птенцов, то у совы - совя­та, у грача - грачата, у аиста - аистята, у вороны - воронята».

 Ребенок повторяет названия птенцов в единственном и мно­жественном числе:

 совенок - совята, гра­чонок - грачата, вороненок - воронята.

 Ребенок считает  птенцов на картинках: 1 со­венок, 2 совенка... до 5;   1 аистенок, 2 аи­стенка... до 5. 2.

 

Игра «Назови слова со звуком...»

Звери бегают, а птицы - ... (летают).

Соловьи поют, а вороны ... (кричат).

Воробьи не улетают зимой, а дикие утки -

... (улетают на юг).

Ворона - зимующая птица, а скворец - ...

(перелетная).

У снегиря грудка красная, а у синицы - ...

(желтая).

У воробья глаза маленькие, а у совы - ...

(большие)

 

Исправление ошибок в предложениях.

-   Деревья в парке прикрепили к скворечни­кам.

-   Новые скворечники поселились в сквор­цах.

-   Птицы лают и мяукают

 

Игра «Один - много»:

Завод - заводы, площадь - площади, парк -парки, улица -улицы, музей -музеи, театр -театры.

 

Упражнение «Исправьте ошибки в предло­жениях»:

-   У гуся три лапы.

-   У курицы на ногах перепонки.

-   У петуха четыре ноги.

-   Гусь покрыт шерстью.

-   У гуся бородка.

-   Цыплята хорошо плавают.

-   У гуся короткая шея

 

Упражнение «Подбери слово»:

1)  Клубника крупная, а земляника - ...

2)  Крыжовник твердый, а малина

3)  Ежевика сладкая, а смородина - ...

4)  Черника круглая, а крыжовник - ...

5)  Малина красная, а ежевика

6) Смородина черная, а рябина - ...
 

Разучивание физкультминутки:

Над волнами чайки кружат,

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

(Дети делают плавательные движения

руками.)

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй!

 

Выполнение пальчиковой гимнастики перед сном:

Наши алые цветки             Раскрываются пальчики, кисти

Распускают лепестки.        рук поворачиваются влево-вправо.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.            Потихоньку пошевелить пальчиками.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,         Сомкнуть пальцы вместе (в «бутон»).

Тихо засыпают,                 Кисти рук опустить вниз.

Головой качают.                Круговые движения кистями рук

 

Выполнение гимнастики пробуждения «Мишка»:

 

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.                    Повороты влево и вправо.

 Потянулся он со сна:                    Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

 Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.               Вращения головой.

 Наклонился взад-вперед,              Наклоны вперед-назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

 И трухлявые пеньки.

\ В них съедобные личинки

 -Для медведя витаминки.               Наклоны: правой рукой коснутьсялевой ступни, потом наоборот.

 Наконец медведь наелся

 И на бревнышке уселся.              Дети садятся

………

Мы умеем на кроватке                            Встали, руки на поясе.

Простыню разгладить гладко                Движения рук влево-вправо.

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.                    Хлопки в ладоши слева, справа.

Мы сегодня утром рано

Умывались из-под крана,                       Наклоны вперед, руки на поясе.

А теперь все по порядку

Дружно делаем зарядку.                         Шагают на месте

 

Разучивание ритмической гимнастики:

Стой-ка смирно, руки вниз,                    Ноги вместе, руки вдоль туловища.

Гнись пониже, не ленись!                       Наклоны вперед.

Кто с зарядкой дружит смело,                Приседают.

Тот с утра прогонит лень,                       Прыжки на месте.

Будет сильным и умелым,                      Хлопают в ладоши.

И веселым целый день.                         Шагают на месте

 

Выполнение имитационного упражнения:

Вышли уточки на луг:

«Кря-кря-кря!» (Шагают.)

Пролетел веселый жук:

«Ж-ж-ж!» (Машут руками, как «крыльями».)

Гуси шеи выгибают:

«Га-га-га!» (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты

туловища влево-вправо)

 

Краткое содержание: И. п.: ноги на ширине плеч, руки вверху.

 Дети выполняют движения в соответствии со словами текста:

Пальцы в кулачки сожми

И на плечи опусти.

Разжимая кулачки,

В стороны их разведи.

Теперь вверх подними,

В стороны их разведи.

Кисти рук покрути

И на плечи опусти

 

Выполнение после сна комплекса упражнений «Яблоко».

Вот так яблоко! Оно                                         Встали. Руки в стороны.

Соку сладкого полно.                                      Руки на пояс.

Руку протяните,                                                Протянули руки вперед.

Яблоко сорвите.                                               Руки вверх.

Ветер ветку стал качать,                                   Качают вверху руками.

Трудно яблоко достать.                                   Подтянулись.

Подпрыгну, руку протяну                               Подпрыгнули.

И быстро яблоко сорву!                                   Хлопок в ладоши над головой.

Вот так яблоко! Оно                                         Встали. Руки в стороны.

Соку сладкого полно.                                      Руки на пояс