Сентябрь - Октябрь - Ноябрь

Дидактическое упражнение

«Продолжите предложения»:

- В сентябре небо голубое, в октябре - ...(серое).

В сентябре тепло, в октябре - ...(прохладно).

В сентябре листья еще зеленые,

в октябре - ... (желтые).

В сентябре дождь

идет редко, а в октябре - ... (часто).

 

Дидактическое упражнение «Какой - ка­кие?»:

Если стул из дерева, он (какой?) - ... (дере­вянный).

Если кровать из металла, она (какая?) - ... (металлическая).

Если стул из пластмассы, он (какой?) - ...

 

Дидактическое упражнение «Кому нужны эти предметы?»:

Весы, товар, прилавок... (для продавца).

 Ножницы, ткань, швейная машинка... (для швеи).

Половник, кастрюля, продукты... (для повара).

Доска, мел, учебник... (дляучителя).

Шины, автобус,руль... (для водителя).

 Кирпичи, цемент, шпатель... (для строителя).

 Шприц, вата, бинт... (для врача)

 

Задание «Найди ошибки в тексте».

Краткое содержание: взросляй читает
текст, дети исправляют ошибки.

- Наступила зима. Жизнь зверей изменилась.

Лиса мирно спит в берлоге, укрывшись пу­шистым хвостом,

и сосет лапу. Медведь ры­щет по лесу, ищет зайцев, белок,

но зайцы разбежались, а белки спрятались под пнями,

зарывшись в кучу листьев. Лишь ежи скачут по веткам,

щелкая орехи, запасенные на зиму в дупле.

 

Упражнение «Исправление ошибок в пред­ложениях»:

-  Повар приготовил вкусный дуб. (Суп.)

 К больному пришел грач. (Врач.)

 Садовник поливает цветы из шейки. (Лей­ки.)

 Водитель сидит за кулем. (Рулем.)

 Портной сшил плач. (Плащ.)

 

Речевая игра «Что с чем и кем дружит?»:

• Сервант дружит с Людой или посудой?

• Полки дружат с книжкой или с крышкой?
и т. д.

 

Обсуждение с детьми народных примет,
поговорок и пословиц:

• Приметы: если в октябре лист с березы и ду­
ба опадет не полностью, будет холодная зима;
если в начале октября лист с березы не опал -
снег ляжет поздно.

• Поговорки и пословицы: осень велика, зима
долга; день прозевал - урожай потерял.

если во время листопада листья ложатся

«ли­цом» вверх - зима будет холодной, изнанкой

вверх – теплой

в октябре на одном часу и дождь, и снег;

сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой

   Приметы: к обеду небо прояснилось, по­

явились высокие кучевые облака - к ясной
погоде; облака движутся с севера на юг -
к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: весной дождь рас­
тит, а осенью гноит; лето со снопами, а осень
с пирогами

•  Приметы: облака движутся с юга на север -
к ненастью; облака или тучи быстро движут­
ся - к ясной погоде.

•  Поговорки и пословицы: знать осень в ок­
тябре по грязи; в октябре на одном часу

и дождь, и снег

Поговорки и пословицы:

 в октябре на одном часу и дождь, и снег;

сентябрь пахнет ябло­ком, октябрь - капустой

Поговорки и пословицы: и птица чует, что

холод будет; гуси летят - зимушку на хвосте

тащат.

Приметы: багровые зори - к ветру;

солнцев туман садится - к дождю;

паутина стелется по растениям - к теплу;

много пауков и их сетей - к ясной погоде.

 

• Поговорки и пословицы: осенью серенькое
утро, красненький денек; дождь вымочит,

а красно солнышко высушит; осенняя муха сильнее кусает.

 

Приметы: осенью листопад пройдет ско­
ро - ожидай крутой зимы; ветки ели и сосны
опускаются вниз - к дождю.

 

• Поговорки и пословицы: весной дождь рас­
тит, а осенью гноит; лето со снопами,

а осень с пирогами.

 

Поговорки и пословицы: весна красна цве­
тами - а осень снопами; весна красна, да хо­
лодна, осень дождлива, да сытна

 

Примета: осенью птицы летят низко -
к холодной, высоко - к теплой зиме.

 

• Поговорки и пословицы: знать осень в ок­
тябре по грязи; в октябре на одном часу

и дождь, и снег 

Загадывание загадок

Целый день играют в прятки

С ветром рыжие заплатки.

(Листопад.)

Загадывание загадки:

По синему небу белые гуси плывут.

(Облака.)

Загадывание загадки:

Снится ночью червяку Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла...

 Прилетит - плохи дела.

А кого червяк боится? Угадали? Это... (птица).

Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

•  Огненная змейка в небе появилась.

Как она средь тучек серых очутилась?

(Молния.)

•         

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на темный лес -
Прохудился и исчез. (Дождевая туча.)

 

Летом вырастают, а осенью опадают. (Ли­стья.)

• Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит -
почернеет. (Лист.)

 

•  Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп да ложки. (Стол.)

 

•  Стоит Антошка на четырех ножках. (Стул.)

•  Меня в комнате всякий приметит,

 

А открыв меня, зиму с летом встретит.

(Шкаф.)

 

Все деревья облетели, зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет, грязь и лужи

у ворот. (Осень.)

 

Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо

мной, То он серый, то он синий, то он нежно-голу­бой. (Небо.)

 

• Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)

Разучивание ритмической гимнастики:

А в лесу растет черника,           Поднимаясь на носочках

, Земляника, голубика.               руки тянуть вверх, затем таено

Чтобы ягоду сорвать,               опустить, встать на всю ступню.

Надо глубже приседать.           Приседания.

Нагулялся я в лесу,

Корзинку с ягодой несу.           Ходьба на месте

 

Разучивание ритмической гимнастики «Тополь пожелтел».

Осень-непогодушка,                   Поднят руки вверх.

Тополь пожелтел.                       Наклоны туловища влево - вправо.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.                            Повороты туловища влево - вправо,

руки в стороны.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается.                Наклоны туловтца вперед - назад.

С нами старый скворушка

До весны прощается.                  Приседания

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки.               Махать руками, словно крыльями.

Мы летать устали что-то,

Приземлились на болото.        Несколько глубоких приседаний

 

Разучивание пальчиковой гимнастики:

Разотру ладошки сильно,                        Растирание ладоней.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.                                Ухватить каждый пальчику основания

и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.

| Руки я затем помою,                                Потереть ладошкой о ладошку.

Пальчик к пальчику сложу,                    Пальцы в «замок».

На замочек их закрою | И тепло поберегу

 

Описание животных по вопросам:

-  Заяц всего боится. Он какой? (Трусливый.)

 Каким еще его можно назвать? (Быстрый, косой, осторожный.) Что делает заяц? (Пу­гается, прыгает, бежит, прячется.)

 Лиса всех обманывает. Она какая? (Хитрая.) Что делает лиса? (Крадется, хитрит.)

 У ежа иголки, он какой? (Колючий.) Что делает еж? (Фыркает, переносит фрукты, грибы на колючках.)

-  Белка какая? (Быстрая, проворная, прыгучая.) Что делает белка? (Прыгает, запасает орехи, шишки, грибы.)

-Медведь какой? (Косолапый, неуклюжий, сильный, сластена.) Что делает медведь? (Перевачивается, ревет, спит, косолапит.)

Беседа  с детьми

Рассказ  о пользе животных:

«Собака сторожит дом; кошка ловит мышей;

корова дает молоко и мясо; лошадь перево­зит людей и грузы;

 коза дает молоко, мясо, шерсть;

овца дает мясо, шерсть, молоко;

свинья дает мясо; кролики дают мех и мясо».

Вопросы  к детям:

- Какое животное сторожит дом?

- Кто ловит мышей?

- Какие животные дают молоко?

- Из шерсти каких животных делают одежду?

 

Упражнение «Скажи хорошие слова про свой город» (красивый, большой, чистый, старинный, молодой, веселый, зеленый, зна­менитый, героический, смелый и т. д.). 2.

 

Беседа  по  вопросам:

-  Какой транспорт есть в нашем городе?

-  Каким транспортом можно добраться в другой город?

-  Какой транспорт ходит по рельсам?

-  Какой транспорт движется по дороге?

-  Какой транспорт работает на электричестве?

- Какой транспорт идет по воде?

 

Рассказывание детьми о своем городе по во­просам:

-  Как называется наш город?

-  Есть ли в нашем городе музеи (театры, пар­
ки, цирк)?

-  Куда вы любите ходить в выходные?

-  Какие памятники нашего города вы знаете?

-  Как называются улицы, на которых вы жи­
вете?

- Какие дома есть в нашем городе, какие ма­
газины вы знаете?

 

Беседа по вопросам:

-  Сколько этажей в твоем доме?

-  Двор у вас большой?

-  Есть ли рядом маленькие дома?

-  Есть ли рядом клумбы с цветами, качели,
школа, магазин?

- Что бы ты хотел, чтобы было в твоем дво­ре?

 

Беседа на тему «Как мы играем?».

Краткое содержание: воспитатель просит детей сказать, как можно играть:

а) с машиной (возить, нагружать и т. д.);

б) с куклой (купать, кормить, расчесывать и т. д.);

в)         с мячом (бросать, ловить, катать и т. д.)

 

Стихотворения:

 

Чтение стихотворения «Солнце отдыхает»:

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало - принялось за дело:

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за темным лесом село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди: у солнца сон - минуты,

Не шуми: весь день оно трудилось.

Ю. Марцинкявичюс

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения «Листопад».

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов. Мы с яблонь. Мы с вишен.

С осинки, с черемухи, с дуба, с березы.

Везде листопад: на пороге морозы!

Ю. Капотов

 

Чтение стихотворения «Муравьишки».

Муравьишки-торопыжки,

Не лентяи, не глупышки,

Друг за другом по дорожке

Тащат зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом:

И жука, и гусеницу

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай!

А. Бободжан

 

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья,и кусты